Статья 239 иммунитет бюджетов область применения

Статья 239 иммунитет бюджетов область применения

СТ 239 БК РФ

1. Иммунитет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации представляет собой правовой режим, при котором обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта, за исключением случаев, установленных статьями 93.3, 93.4, 93.6, 142.2, 142.3, 166.1, 218, 242 и 242.6 настоящего Кодекса.

2. Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных настоящим Кодексом.

3. Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 настоящего Кодекса.

Комментарий к Ст.


Иммунитет бюджета — правовой режим, при котором обращение взыскания на бюджетные средства осуществляется только на основании судебного акта. Судебные акты, по которым возможно обращение взыскания на бюджетные средства, разделены на две группы. Во-первых, это акты, предусматривающие возмещение в размере недофинансирования в случае, если взыскиваемые средства были утверждены в законодательном порядке в составе расходов бюджета.
Речь идет о реализации права бюджетополучателя на компенсацию в размере недофинансирования, предусмотренного ст. 238 БК РФ. Во-вторых, судебные акты могут предусматривать возмещение убытков, причиненных физическому или юридическому лицу в результате противоправных действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов.

Статья 239 иммунитет бюджетов область применения


Приказом Минфина России от 15 января 1999 г. N 8 «О совершенствовании организации работы по погашению государственного долга в виде облигаций государственных целевых беспроцентных займов 1990 года и целевых расчетных чеков на приобретение легковых автомобилей по исполнительным документам, выданным во исполнение решений судебных органов».

Выплата гражданам денежных средств по вышеуказанным исполнительным документам осуществляется на основании их письменных заявлений на указанные ими счета, открытые в филиалах (отделениях) Сбербанка России через Минфин России, который доводит до территориальных органов федерального казначейства соответствующее финансирование с приложением перечней с указанием номеров исполнительных документов, фамилии, имени, отчества и адреса получателя, выплачиваемой суммы по исполнительному документу.


В соответствии с заключением Минюста России 23 мая 2001 года, данный Приказ признан не нуждающимся в государственной регистрации.

Данным Правилам соответствует статья 109 Федерального закона от 27 декабря 2000 г. N 150-ФЗ, в соответствии с которой обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам получателей бюджетных средств осуществляется на основании исполнительных листов судебных органов со счетов должников, открытых в учреждениях Центрального банка Российской Федерации и (или) кредитных организациях, а также с их лицевых счетов, открытых в органах федерального казначейства.


Завершение текущего финансового года

«В случае, если неиспользованный остаток межбюджетных трансфертов, полученных в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, не перечислен в доход соответствующего бюджета, указанные средства подлежат взысканию в доход бюджета, из которого они были предоставлены, в порядке, определяемом соответствующим финансовым органом с соблюдением общих требований, установленных Министерством финансов Российской Федерации.

Взыскание неиспользованных межбюджетных трансфертов, предоставленных из федерального бюджета, осуществляется в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации».

(См.: приказ Минфина России от 11 июня 2009 г.

Территориальный орган федерального казначейства извещает владельца облигации или целевого расчетного чека по месту жительства для указания последним платежных реквизитов для перечисления денежных средств.

Также особый порядок введен для исполнения судебных решений о взыскании из федерального бюджета компенсаций, пособий и иных сумм в пользу граждан, пострадавших от радиационных воздействий. Приказом Минфина России от 6 декабря 2001 г. N 299 утверждены Правила организации работы Министерства финансов Российской Федерации и территориальных органов федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по исполнению требований актов судебных органов о взыскании с Министерства финансов Российской Федерации средств федерального бюджета в пользу граждан, пострадавших от радиационных воздействий.

Здесь речь идет о защите прав лиц (юридических и физических), хотя и не являющихся субъектами бюджетных правоотношений, но возмещение вреда, причиненного им, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета. Ответственность за вред, причиненный актами власти, базируется на ст. 53 Конституции РФ и ст. 16 ГК РФ и выступает в виде ответственности за причинение вреда актами управления (ст. 1069 ГК РФ) и актами правоохранительных органов и суда (ст. 1070 ГК РФ). Вред возмещается за счет соответствующей казны, от имени которой выступают финансовые органы.
Процедура взыскания регулируется Правилами организации работы Министерства финансов РФ и территориальных органов федерального казначейства Министерства финансов России по взысканию на основании исполнительных листов судебных органов средств по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета.
N 236 «О совершенствовании организации работы по возмещению вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов либо должностных лиц этих органов». Данному порядку соответствует статья 110 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2001 год», в соответствии с которой исполнительные листы судебных органов по искам к казне Российской Федерации направляются для исполнения в Министерство финансов Российской Федерации и исполняются им в порядке, установленном Правительством Российской Федерации за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели федеральным бюджетом. При этом допускается исполнение судебных решений в объемах, превышающих утвержденные настоящим Федеральным законом ассигнования на эти цели.

По аналогии исполняются судебные решении о взыскании с казны субъекта Российской Федерации.

Бюджетного кодекса РФ

Введение режима иммунитета бюджетов порождено необходимостью урегулировать перманентно существующую в условиях бюджетного дефицита коллизию между целым рядом законодательно закрепленных норм, дающих право в бесспорном порядке производить списание со счетов физических и юридических лиц, и тем фактом, что расходы бюджетов утверждаются законодательным актом соответствующего уровня (федеральный закон, закон субъекта Российской Федерации, акт органа местного самоуправления, утверждаемый его органом представительной власти), носят целевой и обязательный характер.

Статьей 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» установлено, что постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Письмом Казначейства России от 06.05.2009 N 42-7.4-05/9.4-247 В Письме Казначейства России от 01.12.2014 N 42-7.4-05/9.3-725 отмечено, что судебные акты по делам об административных правонарушениях, предусматривающие взыскание денежных средств с казенных, бюджетных (автономных) учреждений, подлежат принятию органом Федерального казначейства к исполнению.

В пункте 2 Письма Банка России от 04.07.2008 N 81-Т «Разъяснения по отдельным вопросам, поступившим от территориальных учреждений Банка России» предусмотрено следующее разъяснение.

Статьей 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее по тексту — Кодекс) закреплен иммунитет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, который представляет собой правовой режим, при котором обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта.

Что касается возмещения убытков, причиненных физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания актов органов государственной власти или органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту, то в соответствии со статьями 1069 — 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации источником возмещения в данном случае является соответствующая казна (государственная казна Российской Федерации, государственная казна субъекта Российской Федерации либо муниципальная казна). Порядок реализации возмещения ущерба за счет государственной казны Российской Федерации установлен Приказом Минфина России от 23 ноября 1998 г.

Например, в соответствии со статьей 42 Закона Республики Татарстан «О бюджетной системе Республики Татарстан на 2001 год» исполнительные листы судебных органов по искам к казне Республики Татарстан направляются для исполнения в Министерство финансов Республики Татарстан и исполняются им в порядке, установленном кабинетом министров Республики Татарстан. Исполнение судебных решений по искам к казне Республики Татарстан осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели бюджетом Республики Татарстан, при этом допускается исполнение судебных решений в объемах, превышающих утвержденные настоящим Законом ассигнования на эти цели.

Отдельно урегулировано исполнение решений суда по оплате долговых товарных обязательств государства.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *